IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
> В.А. Иванов "Структурные комплексы мышления"
natali
сообщение 25.7.2012, 16:13
Сообщение #1


Администратор
***

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 185
Регистрация: 31.7.2008
Из: планета Земля
Пользователь №: 1



СТРУКТУРНЫЕ И КОМПЛЕКСЫ МЫШЛЕНИЯ.
В целом картину мышления можно представить следующими конструкциями:
1.АКТУАЛИЗИРУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ. Он представляет собой центры, осуществляющие дежурство по необходимым темам. Это – «темник». Частным случаем проявления его работы является то, что И. Павлов назвал "сторожевыми лампочками". Например, если мы, ложась спать, прониклись установкой встать в 4 часа утра, то такие "сторожа" держат дремлящее внимание на некоем острие.
Однако "темник"-это целая система "лампочек". Вставая утром, мы, хотя и подспудно, но целиком ощущаем, ЧТО предстоит нам сделать за день. И это еще до того, как включилось наше сознание в конкретный анализ. План работы ощущается нами в той мере, в какой он был заложен в голову с вечера. Это ощущаются кодовые входы конкретной информации-ассоциации.
2.ФОКУСИРУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ. Если физиологически темник как бы обегает своим лучом все области мозга, не позволяя пропустить что-то из предусматриваемой нами серии программ, то фокусирующий механизм проявляет обратное действие - сосредоточение, доминантное возбуждение отдельных участков. Он же включает в себя и анализатор, позволяющий уходить
вглубь блоков информации, в горизонтальные и "диагональные" связи: открывать одну, блокировать другую, осуществлять связь со словами, речью, символами образами и т.п.

3.РЕЧЕВОЙ КОМПЛЕКС. Степень его участия в мыслительном процессе выражается в большом диапазоне-от полного затухания (в момент, когда мы думаем не словами, а кодами), до полного формирования мысли внутренней речью, когда некоторые "произносят" целые триады, а иные переходят на шепот. В переходных случаях, что наиболее типично, внутренняя речь возникает спорадически, не договаривая, обрываясь и возникая вновь, т.е. то, что можно образно назвать "словесной окрошкой". В первом случае мысль поверхностна, но зато стремительно летит и есть ощущение высоты. Во втором случае мысль крайне тихоходна, но зато конкретна.
4.ОБРАЗЫ И ИХ ЗАМЕНИТЕЛИ. Сами образы в своих четких очертаниях и ясности появляются на сетчатке глаза редко и в разной степени у разных людей. В обзорном режиме ,когда мысль «летит» к ассоциативным кодам, образы просто принципиально не в состоянии ее иллюстрировать. Так как при этом получился бы сплошной фейерверк, способный разве что свести человека с ума. Благо, такого не происходит. Во всяком случае в здоровом организме.
Но и когда мы приостанавливаем свою мысль и сосредотачиваемся на конкретной вещи, и тут в глазах не зажигается четкий образ. Но этого и не надо. Образы ОЩУЩАЮТСЯ и при этом с таким психологическим эффектом, что мы их как бы видим. Поэтому такие тени можно назвать заменителями образов.

5.КОДОВОЙ АССОЦИАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС.
Мгновенное ощущение смысла слов и образов происходит вследствие работы этого комплекса. Все конкретное, наглядное заменяется кодом, который вызывает ощущение знания, видимости до того, как мы представим все более четко и детально.
6.БЛОКИ ИНФОРМАЦИИ.
Их основанием являются элементные понятия представления которые, как ручейки, образуют более общие понятия: дерево, лес, природа, дождь, погода, климат, атом, вещество, планета, космос и т.п. и т.п., во всеми своем безмерном множестве, помноженном на качественные принадлежности свойства, взаимодействия между собой.
Блоки информации аккумулируются и выпестовываются громадным количеством повторений: та базисная часть, которая относится к восприятию ,ощущениям, формированию чувственных образов-миллионы раз в самом начале жизни! Это вырабатывает автоматическое, мгновенное сознание любой вещи, предмета, любой реальности при соответствующего слова.
При этом сознание наступает раньше возникновения чувственного образа, т.к. оно осуществляется через ассоциативный код. Что бы ни назвали вам в разговоре-книгу, город, местность, профессию, событие и т.п.,-все это доходит до понимания не путем "выворачивания внутренностей", а напротив, путем предельного обобщения-символизации, кода. И этого достаточно.
Но когда надо, мысль останавливается и углубляется во внутрь блоков информации- с разной степенью проникновения, разными временем, количеством "челночных операций". Там, внутри, такая же система кодов и такая же система скоростного полета по всесторонним коммуникативным связям между станциями назначения-представлениями и понятиями.
Вы подумали о библиотеке и, не утруждая себя, за долю секунды осознали, что это такое и свою потребность. Дальше идет процесс в глубь-к детализации. Но и она идет своеобразно. Вы подумали о книге-и в мгновение ока, еще не перебирая, что там должно быть написано, осознали, ЧТО ЭТО. Далее вы открываете первую страницу и начинаете читать:
"В тени высокой липы, на берегу Москвы-реки, недалеко от Кунцева, в один из самых жарких летних дней 1853 года лежали на траве два молодых человека. "И. С. Тургенев, "Накануне."
Проследите внимательно, какие образы формируются в Вашей голове, сопровождая это описание. Высокая липа, тень, берег реки, жаркий день, двое молодых людей на траве. Ни один из этих элементов не загорается в глазах, но есть ОЩУЩЕНИЕ, что вы все это видите. Это работает АССОЦИАТИВНЫЙ ОПЫТ. Он столь богат и так много оставляет следов в голове, что при этом достаточно не самого образа, не самой картины, а только НАМЕКА на них. При этом ассоциативный комплекс как бы педалирует общую память, а она как бы отвечает: я знаю это, я помню множество ПОДОБНЫХ картин. И ассоциативный комплекс потому и возбуждается, что такое подобие в голове УЖЕ ЕСТЬ.
А теперь соединим все шесть компонентов, относящихся к формированию мысли и попытаемся представить, как происходит единый процесс.
Актуализирующий ( диспетчерский ) центр указывает тему, предварительно выполнив необходимый отбор. Включаются фокусирующие механизмы, вызывая из блоковых систем нужную информацию. Активизируются ощущения, эмоции, заменители образов и речь.
Речь оформляет мысль фрагментами, иногда просто отдельными словами. И только в тех случаях, когда человек готовится что-то сказать другим, например, в предвосхищении предстоящей беседы, выступления, и старается проиграть в своей голове заготовку - речь. Многие люди имеют постоянную привычку «произносить « речи, предваряя свою готовность к публичному или интимному самовыражению. Но при этом незаметно имитация речи выключатся, и наступает интервал «свободного полета», кажущегося безмыслия.
В процессе мышления все его организационные ипостаси по отдельности то усиливаются, то ослабевают, уступая место друг другу. Происходит та динамическая мозаика, которая охватывает всю область коры больших полушарий и о которой И. Павлов говорил: «кора иррадирует». Возможно, внешне этот эффект можно было бы сравнить со светомузыкой.
И все это – глубоко внутри, в субъективном «черном ящике».
МОГУТ ЛИ ВООБРАЖАЕМЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ВЫХОДИТЬ, ЕСЛИ ОНИ ДОСТАТОЧНО РЕЗКИ, ЗА ПРЕДЕЛЫ ГЛАЗА, СПОСОБНЫ ЛИ ОНИ КАК БЫ ГОЛОГРАФИРОВАТЬ ВО ВНЕШНЕЕ ПРОСТРАНСТВО – ЭТО, ВОЗМОЖНО, СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ ВОПРОСОМ. НО ТО, ЧТО МЫСЛЬ ОПЕРИРУЕТ ПО ЫВНУТРЕННЕМУ ЗАМКНУТОМУ КРУГУ И ЧТО ОНА ОЩУЩАЕТСЯ ЧИСТО СУБЪЕКТИВНО, В ЭТОМ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СОМНЕНИЯ.
Еще и еще раз, ко всему сказанному материалистами, ныне затертому: «МЫСЛЬ ИДЕАЛЬНА». Единственным, пожалуй, материальным её закрепителем выступает внутренняя речь, которая редко проявляется в законченном своем оформлении и далеко не всегда венчает текущий поток мысли. Прислушайтесь к разговору собеседников на автобусной остановке. Всегда ли Вы можете схватить, о чем идет речь, не говоря уже о конкретном содержании? Закономерности разговорной речи уникальны.
Речь в диалоге чаще всего структурно не завершена, составлена из обрывков, густо перемешанных жаргонами (от литературных до уголовных), сленгом и идиомами, вульгаризмами и матом, междометиями и ухмылками, перескоками и зажевыванием слов, - да и вообще бог знает ещё чем!
Добавим к этому, что собеседники любят, как говорится, «вешать лапшу на уши» и избегают тех конкретностей, которые дают посторонним какую-то информацию по существу, кроме внешней оболочки. Разговорная речь прячет от постороннего уха смысл уже только по одному своему существенному свойству – она ситуационна. И если один из собеседников на остановке сказал всего лишь одно слово «идет», то Вы догадаетесь: это автобус. А если он сказал слово «давай», то Вы его можете отнести к двум случаям: или речь идет об ободрении, напутствии или же это слово прощания («пока»).
До Вас донеслось слово «полетела». И все. Вот и догадайтесь, кто куда полетел. Может быть жена к родственникам. А это, оказывается, шестеренка у механизма!
А вот аспект противоположного толка. Прислушайтесь, как люди доказывают что-либо друг другу. Кто-то буквально надрывается, чтобы передать свою идею, убедить, а другая сторона, слушая уже полчаса, никак не может понять. В споре часто обе стороны правы, но не могут понять друг друга в продолжительной дискуссии. И все это наяву, при взаимной надрывности, направленной на достижение контакта. Более того, нередки случаи, когда люди живут друг с другом бок о бок (и в коллективе, и в семье) и не ведают о ком-то и половины его сущности, а иногда и вообще всей сущности!
Тем персоналиям, которые с легкостью необыкновенной утверждают, что они запросто прочитывают человеческую мысль, хочется сказать: научитесь как следует её понимать, когда вам что-то вдалбливают в голову!
ТЕЛЕПАТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН, если бы он существовал, видимо, мог выражаться в рамках общей тенденции, настроя, без моментальной конкретики.
Возвратимся к характеру формирования человеческой мысли, напомнив читателю два удивительных высказывания.
Первое. «Мысль похожа на мелодию: она рождается готовой и цельной». Это говорит нам о том, что она возникает сложным и стройным АККОРДОМ. Конечно, в идеале. А идеал рождается, когда сформировывается разветвленная и взаимосвязанная СИСТЕМА понятий и идей, которая без устали совершенствуется и отшлифовывается крайне ревностным усердием, неизменным стремлением к точности. Н.Г. Чернышевский говорил об этом: «Быть эрудитом в наше время – не особая редкость и важность; гораздо важнее иметь стройную систему знаний, в которой одно не противоречит другому».
Второе. «Резерфорд обладал высочайшей музыкальностью в области мысли» (А. Эйнштейн). Один из аспектов этого высказывания может быть интерпретирован как выражение идеи об единстве интеллекта: МОЗГ ПОЕТ В СВОЕЙ МЫСЛИ, А ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗЯЩЕСТВО ПРОНИЗАНО ОСОБЫМ МЕНТАЛЬНЫМ ПОЛЕМ.

Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
НикБор
сообщение 13.11.2013, 12:30
Сообщение #2


Новичок
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Регистрация: 21.3.2010
Пользователь №: 1,722
защита от ботов: 3468-3897-54-913


Интересно, и где можно купить книги Иванова или скачать
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 4.2.2014, 8:10